Ethereum Merge: как дефляция стала краеугольным камнем будущего криптовалюты
В сети Ethereum – блокчейн-платформы, на которой работает большинство протоколов DeFi, NFT и GameFi, 15 сентября было активировано обновление the Merge. Оно является краеугольным для будущего проекта значительно сокращая энергопотребление сети и пролагая путь для дальнейших улучшений масштабируемости. Однако, на мой взгляд, не менее важным являются и дефляционные изменения.
Что было изменено благодаря the Merge?
Самое главное изменение внесенное обновлением the Merge — это сменами механизма консенсуса. Произошел переход от технологии proof-of-work (PoW) к энергоэффективной алгоритму консенсуса proof-of-stake (PoS).
PoW – это механизм, в котором майнеры создают блоки и обеспечивают безопасность сети в процессе добычи. В отличие от него, PoS – это альтернативный механизм консенсуса, который делегирует контроль над сетью валидаторам (для участия требуется не менее 32 ETH).
По словам Джастина Дрейка, одного из ключевых исследователей и разработчиков «the Merge значительно повышает безопасность Ethereum». Теперь вместо физических ресурсов, как в PoW, в PoS для обеспечения безопасности используются финансовые ресурсы. Это изменение также позволит сократить энергопотребление сети на 99,95% и заложить основу для дальнейших улучшений основной инфраструктуры.
Обновление the Merge, несмотря на всю шумиху в мире криптовалют, это далеко не конец, а лишь шаг к тому, чтобы сделать блокчейн Ethereum быстрее, безопаснее и децентрализованнее.
Со-основатель Ethereum Виталик Бутерин справедливо называет это «первым шагом на большом пути Ethereum к тому, чтобы стать очень зрелой системой». По его словам, это только начало, и еще предстоит создать другие части экосистемы, чтобы «превратить Ethereum в то, чем мы хотим его видеть».
Влияние на монетарную политику ETH
Появившись в 2015 году, Ethereum расширил основную концепцию криптовалют представленную в свое время биткоином за счет смарт-контрактов. Эта инновация легла в основу DeFi и NFT — главных катализаторов недавнего бычьего рынка и массового принятия криптовалют.
В 2021 году Ethereum в рамках хард-форка London был принят EIP-1559, который ввел сжигание базовой ставки комиссии. В результате EIP-1559 стал первым камнем в последующее изменение монетарной политики Ethereum, т.к. сжигание комиссии, выплачиваемой в ETH, приводит к уменьшению предложения ETH на рынке.
В настоящее время среднее количество сжигаемых таким образом ETH находится на уровне 900-2400 ETH, а максимальное значение за все время за день составляет примерно 71000 ETH.
Теперь, в 2022 году, Ethereum официально переходит на PoS, чтобы значительно сократить эмиссию ETH. Предполагалось, что уменьшение эмиссии ETH должно привести к немедленному сокращению предложения ETH на рынке, однако произошло обратное. Согласно данным ultrasound.money, предложение ETH выросло более чем на 8 000 ETH с момента успешного обновления блокчейна Ethereum.
Сразу после слияния предложение ETH испытало кратковременное падение. Однако сейчас оно достигло нового исторического максимума. Но это не означает, что Ethereum Merge не оправдал своих обещаний.
До обновления the Merge Ethereum распределял около 13 000 ETH в день среди майнеров (которые управляли execution layer) и 1 600 ETH в день среди валидаторов (которые управляли consensus layer). Таким образом, общий объем предложения Ethereum в то время увеличивался примерно до 4,62% в год.
Теперь, после the Merge, вознаграждения больше не распределяются среди майнеров, в результате чего эмиссия ETH сократилась на 89,4%. Валидаторы, тем временем, получают 10,6% от прежних вознаграждений, в результате чего годовая эмиссия ETH составляет всего 0,49%.
При этом главный вывод: чтобы монетарная политика сети Ethereum стала дефляционной, ей необходимы более высокие транзакционные сборы, которых в настоящее время не хватает на продолжающемся медвежьем рынке.
Ultrasound money
В отличие от «инфляционных» денег, таких как доллар США, дефляционная система характеризуется постепенным сокращением денежной массы с течением времени.
Например, предложение биткойна ограничено 21 миллионом. Кроме того, каждые четыре года биткойн проходит через халвинг, в результате чего вознаграждение, выплачиваемое майнерами, уменьшается вдвое. Но теперь, когда уровень инфляции ETH упал почти на 90%, это масштабное сокращение получило название «тройной халвинг» (triple halving).
С учетом обещания снижения эмиссии и продолжающегося сжигания предложения ETH (в результате EIP-1559), сообщество Ethereum считает, что ETH имеет потенциал стать ultrasound money.
Если говорить о термине «ultrasound money», то это мем в сообществе Ethereum, высмеивающий биткойнеров, описывающих Bitcoin (BTC) как «sound money». По мнению сторонников ETH, если фиксированное предложение Bitcoin делает его «твердыми» деньгами, то уменьшающееся предложение Ethereum должно сделать его «сверхтвердыми/сверхзвуковыми» деньгами (тут игра слов на том, что sound может переводить и как звук, и как твердый).
По итогу, если эмиссия ETH резко сократится, комиссии, выплачиваемые в ETH, будут регулярно сжигаться, а огромные суммы ETH будут заблокированы в протоколах DeFi, ETH определенно может стать ultrasound money. Однако на этом пути не обойдется без проблем, поскольку с ростом числа решений второго уровня, возможно, не будет такого большого спроса на транзакции на базовом уровне Ethereum и высоких комиссий в сети.
Механизмы дефляции криптовалют
Концепция дефляции является положительным элементом для криптовалют, но в ней нет ничего нового. На криптовалютном рынке используется несколько дефляционных механизмов, которые со временем уменьшают рыночное предложение активов.
Монеты с фиксированным предложением дефляционны по умолчанию, поскольку пока инвесторы покупают и держат монету, ее предложение на рынке уменьшается. Биткоин — один из главных примеров, который также использует халвинг в качестве механизма дефляции (следующий халвинг ожидается в 2024 году).
Одним из самых популярных механизмов дефляции в криптовалюте является сжигание токенов. В этом механизме токены убираются из обращения путем отправки на заблокированный адрес, к которому ни у кого нет доступа, что делает их непригодными для использования.
Механизмы сжигания бывают двух типов: выкуп и сжигание и сжигание транзакций. При выкупе платформа выкупает собственные токены, используя часть своей прибыли, у держателей и отправляет их на недоступный адрес.
Что касается сжигания на транзакциях, протокол использует смарт-контракт, который автоматически сжигает часть комиссии за транзакции. Этот механизм зависит от количества транзакций на платформе, поэтому чем больше количество транзакций, тем больше токенов сжигает платформа, и наоборот.
Тренд на дефляцию
Дефляция криптовалют стала тенденцией в криптопространстве. Например, Binance сжигает токены BNB каждый квартал, выкупая их с рынка. Более того, после внедрения BEP-95 Binance Chain сжигать фиксированное количество платы за транзакцию, которую собирают валидаторы. Блокчейн-сеть Polygon также имеет собственную реализацию EIP-1559 Ethereum.
Все больше и больше проектов используют дефляционные механизмы для удаления избыточного предложения и поддержания цен на свои токены. Учитывая успех Ethereum, считаю что мы увидим, как даже новые проекты будут изначально обладать дефляционным характером.