Платформа Friend.tech — механизм быстрого обогащения инфлюенсеров или технологическая инновация
Приложение Friend.tech существует менее двух месяцев. Этот продукт стал прорывным и привлек внимание огромного количества пользователей криптовалют и тех людей, которые были незнакомы с сектором Web3. Несколько сотен тысяч человек уже зарегистрировали учетные записи на данной площадке. Юзеры обмениваются «долями владения» доступа к контенту друг друга и просто влиятельных лиц. Инновационное социальное приложение представляет собой новый способ «финансирования» традиционных вещей — в этом случае социальных отношений. Несмотря на интерес в криптосообществе и глобальную востребованность, проект столкнулся с критикой со стороны скептиков.
Первый взгляд
Замечания касаются того, что приложение неудобно для пользователя. Кроме того, оно, возможно, «наполнено» торговыми ботами. В этом посте постараемся понять, что такое Friend.tech — технологический прорыв или просто очередной инструмент для спекуляций.
Хотя название платформы содержит слово friend (в переводе с английского — «друг»), более подходящим названием было бы Influencer.tech. Суть площадки в том, что последователи и поклонники инфлюенсеров и других известных лиц могут покупать «акции», называемые ключами, чтобы получить доступ к приватным групповым чатам с этими людьми. Набравшие популярность аккаунты в основном принадлежат тем, у кого уже есть «раскрученные» учетные записи в Х (бывшем Твиттере) с большим количеством подписчиков. Именно это и придало «ценным бумагам» ликвидность.
Один из клиентов социальной платформы Friend.tech сообщил о том, что стал жертвой хакерской атаки....
Аналитики блокчейнов и криптовалют опубликовали рейтинг блокчейн-сетей, которые продемонстрировали...
Популярный диджей и криптоинвестор 3LAU, также известный как Джастин Блау, сделал неожиданный шаг....
Через несколько недель после официального запуска к платформе стали присоединяться не только влиятельные люди из криптосообщества, но и знаменитости из других сфер деятельности. Здесь появились известные игроки NBA, создатели Only Fans, популярные музыканты и прочие. Кстати, эксперт из Crytonisation высказал мнение о платформе Friend.tech.
Как это работает
Friend.tech — нестандартное приложение. Создатели учли требование магазина App Store и тот факт, что компания требует платить 30-процентный налог с приобретения и продажи NFT-токенов. Поэтому все взаимодействия на данной площадке происходят через веб-страницу на мобильном телефоне.
Для регистрации в приложении нужно перейти на сайт Friend.tech в браузере и добавить веб-страницу в закладки на главном экране смартфона. Понадобится реферальный код. То есть сделать аккаунт без протекции и приглашения не получится. Кроме того, потребуется привязать действующую учетную запись в Х (бывшем Twitter), чтобы можно было загрузить «социальный граф». Затем будет сгенерирован новый адрес кошелька в Ethereum Layer 2 Base, куда надо отправить не менее 0,01 ETH. Кстати, менее чем через 40 дней после запуска социальной площадки сумма заблокированных средств (TVL) превысила 35 млн.
Чем больше держателей «акций» у «комнаты», тем больше их будет выпущено. Однако это не снижает их цену, а наоборот — базовая стоимость для всех новых участников будет повышаться. Существующие держатели также могут отказаться от своих прав. Их акции сжигаются, и они получают ETH на свои кошельки. Сумма равна средней стоимости текущей доли.
Каждая транзакция на платформе Friend.tech облагается сбором 10%. Из этих денег 5% достается платформе, а 5% — владельцу «комнаты». Это неплохо как с технической, так и с фундаментальной точки зрения. «Акции» также можно использовать в остальной части сектора децентрализованных финансов (DeFi), чтобы получить дополнительный доход. К примеру — сгенерировать токены ERC-20, а затем продать доступ на открытом сетевом блокчейн-рынке.
Быстрый рост и внезапное падение активности
За первые 2 недели Friend.tech стали использовать более 100 тыс. уникальных адресов. Все учетные записи связаны с Х, поэтому, скорее всего, данные уникальны. Однако на платформе также оказалось немало ботов.
Friend.tech запущена на базе L2 Base и привлекла значительное внимание пользователей к этой сети масштабирования. По данным DefiLlama, стоимость заблокированных средств в протоколе Friend.tech составляет $43,99 млн. Этот показатель вырос на 36% за прошедшие 30 дней по состоянию на 16 октября 2023 года. Такой смарт-контракт уступил только проекту Aerodrome, на долю которого приходится $56,6 млн TVL.
Предшественник
Friend.tech — не первое приложение в секторе SocialFi. В 2021 году была запущена платформа Bitclout. Она работала в менее прозрачной и открытой манере. Вместо доступного и неограниченного создания собственных «комнат» привилегированные учетные записи на Bitclout резервировали исключительно для инфлюенсеров. Это вызвало шквал критики в сообществе. Кроме того, тот факт, что у Bitclout была собственная криптовалюта, делал ее существование еще более сомнительным. В итоге площадка стала быстро терять популярность.
За и против
По мнению исследователей рынка, монетизировать социальные отношения — сомнительная затея. Получается, что любые взаимодействия между людьми оцениваются с финансовой точки зрения и превращаются в транзакции. Это порождает еще больше неравенства, способствует недооценке или переоценке тех или иных личностей, а также подталкивает к спекуляциям не только цифровыми валютами, но и слухами, чтобы навредить «конкуренту». Многие говорят, что не желают жить в мире, в котором искусственный интеллект (ИИ) и торговые боты могут разрушить ценность человеческих отношений. Кстати, 13 сентября 2023 года объемы торгов на площадке превысили совокупные продажи NFT на базе Ethereum.
Преимущество выражается в том, что это инновационный подход к социальным отношениям. Термин «торговля людьми» здесь не очень уместен. В противном случае то же самое можно сказать и про бейсбольные карточки или фэнтези-футбол. Friend.tech — новый способ монетизации социальных отношений, за которым большое будущее.
Все же сегодня приложение выглядит как очередной метод, с помощью которого влиятельные лица могут «выкачивать» деньги из своих «недалеких и ведомых» последователей. Структура стимулов обеспечивает быстрый результат. Инфлюенсеры могут заработать немало денег, просто создав ажиотаж вокруг себя и своей «комнаты», при этом не прилагая реальных усилий и не предлагая «ценностей». Они также получают значительный процент от торговых комиссий. Есть опасения, что многие люди не будут стараться улучшать свою «комнату», их целью станет обогащение.
В долгосрочной перспективе только по-настоящему влиятельные лица, которые прилагают усилия к развитию внутреннего сообщества, смогут поддерживать высокие цены на собственные «акции». Да, проект запущен и сейчас может выглядеть как спекулятивная «игра Понци», но это не означает, что со временем платформа не трансформируется в устойчивую и надежную площадку с реальной ценностью.
Не стоит забывать, что на площадке есть проблемы с конфиденциальностью. Кроме того, непонятно, кто стоит за разработкой этого протокола, как он будет управляться дальше и столкнется ли с проблемами со стороны финансовых регуляторов. Несколько известных личностей уже приняли решение покинуть площадку, так как боятся претензий со стороны надзорных органов, в частности SEC. Последняя вполне может выдвинуть претензии к тому, что платформа Friend.tech и ее участники торговали незарегистрированными ценными бумагами. Это сулит серьезные проблемы как площадке, так и отдельным людям, продающим свои «акции».
Заключение
Friend.tech или любой из преемников платформы может иметь огромные перспективы. Социальные сети давно востребованы, а за децентрализованными площадками стоит будущее индустрии. Люди с радостью инвестируют и поддерживают инфлюенсеров, а также активно следят за их жизнью.
Создатели контента и знаменитости всегда ищут новые способы монетизации своих брендов. Криптовалюта является подходящей технологией для этого. Предложенные механизмы выглядят куда более справедливыми, чем нынешний подход централизованных гигантов.
Сектор Social Fi должен стать новой частью фундаментальной технологии в криптовселенной. В идеале не только влиятельные лица, но и копирайтеры, онлайн-преподаватели, художники, певцы и другие творцы могли бы получать дополнительный доход, используя подобные платформы. «Личная сеть — это ваш собственный капитал» — таков слоган Friend.tech.