Как распознать скам в криптовалюте: 10 «красных флажков»
Есть несколько признаков того, что проект «мусорный». Если набралось больше 5 «красных флажков», точно стоит отказаться от инвестиций в монету.
Нет технического документа
В это сложно поверить, но у некоторых криптовалют отсутствует Whitepaper при запуске. На это могут быть только 3 причины:
- Люди, стоящие за проектом, не профессионалы.
- Это наспех сколоченный (а значит, незрелый) проект, который представляет собой риск для инвестиций.
- Это мошенничество.
Плохой сайт и технический документ
Страница в сети и Whitepaper являются наиболее важными источниками информации для людей, которые впервые знакомятся с криптовалютой. Соответственно, при их создании нужно проявить внимательность.
Потенциальному инвестору стоит задуматься, если на сайте и в техническом документе замечены:
- Копипаст.
- Плохая грамматика и орфографические ошибки.
- Неаккуратная планировка.
Нет дорожной карты
Проект без Roadmap не имеет целей и плана. Дорожная карта не только информирует о том, что разработчики наметили на ближайшее время, но и служит критерием — достигли ли они намеченных целей.
Нет информации о команде
Есть много проектов, которые придают большое значение анонимности. То же относится к разработчикам. Однако недостаток информации о людях, стоящих за криптовалютным проектом, вызывает подозрения.
Нет четко определенных целевых групп
Иногда непонятно, кто будет использовать новую криптовалюту. Если целевые группы не определены, они не могут быть должным образом изучены. Безопаснее вкладывать деньги в проекты, которые четко ориентированы на свою аудиторию.
Нет четко определенного варианта использования
Потенциальный инвестор хочет понимать:
- Почему люди должны использовать монету.
- Какие конкретные проблемы решает проект.
- Какую пользу получат пользователи.
Технический документ должен четко отвечать на эти вопросы. Если нет, стоит воздержаться от инвестиций.
Много шумихи, мало контента
Конечно, хороший маркетинг является частью успешного криптозапуска. Но если разработчики только говорят, насколько велик проект, как он произведет революцию в мире и сколько денег принесет инвесторам, нужно задуматься. Стоит держаться подальше от команд, которые постоянно анонсируют очередной крупный запуск, не предоставляя никакого конкретного контента.
Аутсорсинговые разработчики
Сильный проект требует собственных сотрудников для достижения своих целей. Любой кто передает ключевые задачи на аутсорс, экономит не там, где нужно, или ему сложно убедить способных людей.
Плохая токеномика
Эта проблема может уничтожить самый многообещающий проект. Вот что должно насторожить:
- Слишком короткие сроки наделения команды полномочиями (18-24 месяца).
- Криптовалюта запущена до того, как фактически готов в альфа-версии.
- Большая часть токенов разблокируется в первые 6-12 месяцев.
- Плохое распределение актив.
- Слишком большое максимальное предложение
Плохо настроенные социальные сети
Это важные каналы для общения с потенциальными пользователями. Поэтому нужно знать, что происходит в социальных сетях криптопроекта. Вот чего точно не должно быть:
- Реклама 24/7. Промоушен — это хорошо. Но если все завязано на деньгах, то что-то не так. Пользователям нужно хорошее сочетание новостей, идей и другого контента.
- Небольшая активность. Часто это является признаком того, что сообщество умерло или проект испытывает проблемы.
- Негативные настроения. Обычно это свидетельствует о том, что дела идут не так, как планировалось или обещалось. Нужно копать глубже, чтобы выяснить, почему люди недовольны и что команда делает для решения проблем.
- Токсичное сообщество. Когда много троллей или люди, задающие вопросы, подвергаются нападкам, это предупреждающий знак.