Почему мир искусства серьезно недооценивает силу NFT?
Невзаимозаменяемые токены (NFT) вызовут глубокие структурные сдвиги в том, как искусство создается, демонстрируется и продается. Однако многие пока не осознают этого. Люди полагают, что большинство цифровых художников — это мошенники. Их работы они называют аферой, розыгрышем или угрозой истории искусства и всей эстетической традиции.
Сегодняшний арт-рынок называет NFT и характеристики этих цифровых токенов не иначе как причуды, пузырем, современной версией тюльпаномании и так далее. Очевидно, что внезапное падение рынка NFT, крах FTX и недостаток образования в сочетании с высокомерием не помогают миру искусства заглянуть за пределы денежного пузыря.
Вопреки распространенному мнению, NFT — это не искусство. Файлы в формате JPEG с завышенной ценой, одобренные знаменитостями, которые часто ассоциируются с NFT, рано или поздно исчезнут. Но что остается, так это технология, помогающая аутентифицировать произведения искусства.
Нынешняя конвергенция цифрового искусства, криптоденьги и технологии блокчейн вызовет глубокие структурные сдвиги в экосистеме искусства: коллекционеры не будут покупать произведение, если работа не зарегистрирована в блокчейне. Художники будут больше контролировать свои работы, права на них и получать гонорары от перепродаж. На прозрачном рынке появится больше коллекционеров, а сама отрасль станет более регулируемой.
Меняющиеся силы в арт-экосистеме
Давайте посмотрим на роль художников: вероятно, в будущем каждое произведение искусства, будет зарегистрировано автором в блокчейне. При продаже он не только получит гонорар, но и будет точно знать, кто стал новым владельцем. Это позволяет работать более независимо и не полагаться на галереи для продвижения или подтверждения подлинности своих работ. Как следствие, художники будут зарабатывать больше на каждом проданном произведении.
Галереи делят прибыль 50/50. В пространстве NFT это соотношение 90/10 в пользу художников. Кроме того, художники получат доход от роялти, то есть последующих перепродаж. Для них откроется доступ к новым источникам прибыли, например, преобразование части своего сообщества в платных участников за дополнительные услуги или предоставление раннего доступа к покупке новых произведений.
С большей независимостью у художников появляется больше обязанностей. В мире, где коллекционеры напрямую общаются с художниками, артистам необходимо стать более предприимчивыми и научиться справляться с новыми задачами. Некоторые наймут сотрудников, другие с удовольствием будут работать с цифровыми галереями, которые возьмут на себя работу по продаже, продвижению, размещению и поддержке.
Больше всего развитие новой арт-экосистемы повлияет на коллекционеров. Учитывая, что роль посредника снижается, они будут находиться в более тесном и прямом контакте с художниками. Когда каждое произведение искусства будет зарегистрировано в блокчейне, коллекционеры будут чувствовать себя более уверенно, потому что они будут знать текущие цены, прошлые цены и сопоставимые цены. Следовательно, больше коллекционеров выйдут на рынок, потому что информация становится более прозрачной и доступной. Используя NFT, процесс продажи и покупки становится намного проще и позволяет проводить быстрые транзакции.
Арт-рынок против перемен
Арт-рынок полностью не изменится в одночасье, а его ключевые игроки никуда не пропадут. Изменения в мире искусства требуют времени. Пикассо не будет заменен на Beeple. Живопись не умерла, и цифровое искусство пока будет занимать лишь небольшую долю рынка. Только несколько проектов из нынешней эры NFT, вероятно, попадут в лучшие музеи мира. Преимущества NFT и технологии блокчейна будут раскрываться постепенно и способствовать улучшению рынка искусства, который станет более справедливым, равноправным и демократичным.